Бюро Карельского республиканского комитета КПРФ запретило распространять в районных и городских парторганизациях газету «Коммунист»
Такое решение принято было единогласно на последнем апрельском заседании бюро рескома КПРФ. Семеро из девяти руководителей регионального отделения (двое отсутствовали) проголосовали за запрет распространять коммунистическое издание в местных отделениях компартии. Ситуация по своему необычная, если даже не чрезвычайная. Это ведь надо понимать так, что периодический печатный орган под названием «Коммунист» признан идейно вредным для чтения.
Попробуем разобраться в происходящем. Сначала надо ответить на вопрос о какой газете «Коммунист» идёт речь? В Роскомнадзоре в списке зарегистрированных СМИ указывается, что газета с таким наименованием издаётся в Якутии, тамошними коммунистами. И от того как-то странно воспринимается запрет на распространение газеты якутских коммунистов в Карелии. Впрочем, это недоумение легко преодолевается, когда узнаёшь, что в виду имеется другая газета в наименовании которой тоже имеется слово «коммунист», но оно сопровождается ещё и территориальной привязкой – это «Коммунист Петрозаводска». Почему якутская газета «Коммунист» попала в текст протокола Карельского бюро рескома, сказать сложно, скорее всего, из-за невнимательности.
Запрещена к распространению именно газета «Коммунист Петрозаводска». Она недавно стала издаваться, дополнив в общем-то и без того немаленький ряд коммунистической прессы в Карелии. Руководство КРО КПРФ изначально было против издания, которое воспринималось членами бюро рескома в качестве альтернативы республиканской газете «Ленинская правда». Причём такое подозрение нельзя считать безосновательным. В руководстве регионального отделения компартии давно бушует конфликт, петрозаводские руководители находятся под подозрением и наиболее заметных их лидеров обновлённое бюро рескома выдавливает из партии. Мы уже писали об исключении из КПРФ трёх членов компартии, среди которых депутат Законодательного собрания Карелии, руководитель парламентской фракции Александр Меркушев, бывший руководитель местной комсомольской организации Александр Федотов и главный редактор газеты «Коммунист Петрозаводска» Артур Буравлёв. Все они не согласны со своим исключением и намерены оспаривать решение бюро Карельского рескома, обращаясь в Центральную контрольно-ревизионную комиссию КПРФ.
Запретить издание газеты «Коммунист Петрозаводска» члены бюро республиканского комитета не могут, потому что зарегистрировано печатное издание тремя физическими лицами, в числе которых упоминавшиеся Буравлев с Федотовым, и ещё здесь фигурирует фамилия первого секретаря Петрозаводского горкома Николая Полозова. Надо заметить, члены Петрозаводского горкома довольны своей газетой и именно они определяют её содержание. И ими сразу было решено, что не надо дублировать «Ленинскую правду», а следует дополнить её, расширяя круг беспартийных читателей. Газета задумывалась как партийная, но ориентированная на беспартийных жителей Петрозаводска.
После первого выпуска «Коммуниста Петрозаводска» решено было рассылать издание по районным парторганизациям, и члены рескома против этого не возражали, хотя и скепсиса не скрывали относительно будущего издания. Однако третий номер газеты взорвал ситуацию. В этом выпуске опубликована была статья, в которой коммунисты по просьбе редакции отвечали на вопрос: как они относятся к задержанию партийного идеолога и агитатора (главного редактора газеты «Ленинская правда») Владимира Саманюка, обвиняемого в педофилии? Все оценки оказались критическими по отношению к Саманюку, хотя и звучало мнение, что надо бы дождаться судебного решения, прежде чем к оргвыводам прибегать. В том числе сказано было и том, что негоже оставлять В. Саманюка в качестве главного редактора «Ленинской правды», а к тому моменту уже произошёл конфуз, когда находившийся в камере следственного изолятора главный редактор партийной газеты коммунистов в выходных данных издания значился как выпустивший её в свет. Получалось, что в камере Петрозаводского СИЗО В. Саманюк редактировал «Ленинскую правду», что, конечно же, не так.
Публикация о региональном партийном идеологе Саманюке и стала причиной для заседания бюро рескома КПРФ, почему, видимо, один вопрос только и вносился в повестку. Главного редактора газеты «Коммунист Петрозаводска» А. Буравлёва не позвали на заседание, рассмотрев вопрос без его присутствия и, соответственно, без возможности объясниться.
Решение о запрете распространять в местных парторганизациях газету «Коммунист Петрозаводска» принять просто, но как исполнить его? Никто не может запретить учредителям распоряжаться своим информационным продутом по собственному желанию. Газета бесплатно раздаётся всем желающим и как её изымать у читателей, пусть и обладающих партбилетами. Организовать «заградотряды» по борьбе с газетой, не нравящейся членам бюро рескома? Конечно, это бред, который, между прочим, вздумай кто его осуществить на практике, вполне может превратиться ещё и в предмет для судебного преследования «цензоров» (на лицо воспрепятствование деятельности СМИ). И тогда внутрипартийная разборка опять превратится в многомесячный сериал под названием «Самоликвидация».
P.S. Четвёртый номер газеты «Коммунист Петрозаводска» готов и в ближайшие дни начнёт распространяться. И что теперь делать членам Карельского бюро рескома КПРФ? Расширять список исключённых из КПРФ?
Анатолий Цыганков