Депутаты Калевальского горсовета нашли чем им заняться, а то до сих пор в посёлке Калевала не было проблем
Депутат Законодательного собрания Карелии Александр Степанов (фракция КПРФ) направил письмо прокурору республики Карену Габриеляну, обратившись к неожиданной теме. Он просит прокурора дать правовую оценку решению депутатов Калевальского городского совета, которые на недавней сессии утвердили герб и флаг городского поселения. Собственно против самого факта принятия символов власти А. Степанов ничего не имеет, поскольку это законное право органа местного самоуправления. А вот то, какие именно символы были выбраны, тут возникают нехорошие исторические ассоциации.
В качестве герба городского поселения Калевала выбрана символика «Ухтинской республики» (в прошлом нынешняя Калевала называлась Ухтой). Возникало такое непризнанное «государство» на территории российской Беломорской Карелии в 1918 -1920 годах, чьё появление на свет прямо связано с оккупацией Финляндией нескольких волостей Архангельской губернии. Создатели «Ухтинской республики» сначала подумывали о возможности присоединения к Финляндии, но затем, избегая международных политических осложнений, предпочли модель «независимой» республики. Финляндия только что сама тогда получила от большевиков государственную независимость, и ей не с руки было открыто оккупировать часть российских территорий.
Оккупационный отряд финнов в 1918 г. захватил ряд северных территорий России, которой в то время было не до этого периферийного участка своей границы. В стране полыхала Гражданская война, возникла реальная угроза распада бывшей Российской империи. Сибирь и Дальний Восток стали предметом возможного передела иностранными государствами, потому до пяти малюсеньких волостей, затерявшихся где-то в северной части России, мало кому тогда в Москве было дело. Весной 1920 г. прошёл съезд представителей одиннадцати северных волостей Беломорской Карелии, объявивших свою независимость от России. Одновременно с этим актом приняты были символы государственной власти – герб и флаг «Ухтинской республики». Финляндия негласно руководила этими процессами, в мае 1920 г. и вообще признав «Северокарельское государство» как независимое, выделив на его существование 8 миллионов финских марок.
Подавляющее большинство жителей Карелии выступили против выхода Карелии из состава России и местные жители, организованные в отряды Красной армии, погнали «белофиннов» из северных волостей России. На чём и завершилась история «Ухтинской республики». Правительство «Северокарельского государства» перебралось в Финляндию. А на всей территории Карелии 8 июня 1920 г. образовано было автономное областное объединение Карельская трудовая коммуна (к столетнему юбилею которой мы сейчас готовимся).
Депутаты Калевальского горсовета зачем-то решили вернуть в жизнь герб политических сил (оккупационных по сути), угрожавших в 1920 г. единству и территориальной целостности России. Против чего и возмутился депутат Заксобрания РК Александр Степанов (сам, надо сказать, из олонецких карел). В письме, направленном им прокурору, он пишет: «… официальными символами Калевальского городского поселения стали символы непризнанного сепаратистского образования, созданного при поддержке соседнего государства для отделения части карельских земель от России. Об этом прямо написано в описании герба: «Разорванные оковы символизируют освобождение от колониального гнёта России». Так же можно заметить, что сама эта символика носит националистический характер, мало связанный с нынешним национальным составом населения Калевальского района».
По этой причине депутат парламент просит «дать правовую оценку решению депутатов Совета Калевальского городского поселения и в случае нарушения действующего законодательства Российской Федерации принять меры прокурорского реагирования».
Поскольку прошла уже неделя с момента направления обращения в прокуратуру Карелии, то по идее прокурор К. Габриелян скоро даст ответ депутату Законодательного собрания А. Степанову. Так вот прошлые тени, хватают живых.
Анатолий Цыганков