Избирательная кампания догнала депутатов Законодательного собрания Карелии прямо в стенах парламента
И кто же эти негодяи? Примерно такой вопрос напрашивается после вчерашнего всплеска политических заявлений, с которыми отметились почти все парламентские фракции, изобличая участников избирательного процесса, применявших незаконные методы агитации. Как правило, в таких случаях имеется в виду производство подпольных листовок, газет, именующихся «чёрным» пиаром. И плюс — одни подозревают других в том, что кто-то из них использовал инструменты административного давления, преследования конкурентов, борясь за мандаты депутатов и места глав поселений (последнее, понятно, могут позволить себе люди, обладающие властью, здесь адресат претензии в общем-то очевиден).
Если доверяться на слово руководителю карельских эсеров Ирине Петеляевой, вице-спикеру Заксобрания, то кандидаты от «Справедливой России» кроме упомянутых бед, пережили ещё и криминальное преследование. По её рассказу, в Карелии на выборах так и вообще какой-то бандитизм расцвёл: жгли предприятия и дома кандидатов в депутаты. Поскольку прозвучало это на сессии Законодательного собрания, то ответственность за произнесённое несёт только сама Петеляева, но заявление её, по сути чудовищное своим содержанием, требует реакции со стороны силовых органов. Если она права, то её предложение к неким конкурентам (к кому?) отказаться от политического терроризма — более чем оправданное. После произнесённого И. Петеляевой с парламентской трибуны силовые органы должны либо уличить вице-спикера в распространении недостоверной информации, дискредитирующей руководство республики, либо начать возбуждать уголовные дела, разобравшись с недоумением: действительно ли в Карелии, как в российских республиках Северного Кавказа, обнаружился политический терроризм? Если да, то как вообще подобное явление стало возможным? По идее, людям, отвечающим за государственную безопасность, чтобы не лишиться своих должностей, надо бы, проведя расследование, дать ответ депутатам Законодательного собрания Карелии с той же самой парламентской трибуны.
Кто распространял в Карелии вульгарные листовки, незаконные газеты? Если сыщутся эти люди, то содержание их печатных материалов точно потребует возбуждения уголовных дел и по фактам клеветы, и по причине разжигания межнациональной розни. Чтобы понять кому подобная «информационная» деятельность была выгодна, надо всего лишь обратить внимание на объект атаки авторов незаконных агитационных материалов. В одной листовке-газете «Нам всё не ясно» анонимы паскудят партию «Справедливая Россия» (полностью копируя, к слову, макет реальной партийной газеты «Нам всё ясно»). Незаконное издание распространялось в Сортавальском, Лахденпохском, Сегежском и Пряжинском районах. То есть география довольно широкая и наверняка можно выйти на заказчиков, уж в каком-нибудь месте они точно наследили.
Другая анонимная подпольная газета «Яблочный сказ» распространялась в Олонецком районе, и из её названия понято кого она изобличала.
Распространители «чёрного» пиара так густо наследили, что если их и теперь не найдут, что обычно случалось прежде, то впору усомниться в профессионализме следственных органов. К слову сказать, в прошлую избирательную парламентскую кампанию 2011 года уже даже нашли заказчика, изготовителя, редактора газеты «Криминальная среда» — по странному стечению обстоятельств следы привели в Петрозаводский партийный офис «Единой России», — но никто из «криминального» редакционного коллектива не понёс заслуженного наказания. Потому рассчитывать на то, что теперь стражи порядка окажутся профессиональнее — не приходится. Эти специалисты, похоже, ловят того кого надо, а кого не надо, те для них неуловимы.
И именно потому самым интересным представляется вчерашнее политическое заявление секретаря республиканского отделения партии «Единая Россия», первого вице-спикера Заксобрания Александра Селянина. Хотя говорил он и не о «чёрном» пиаре, но его указание на возникшую опасность даже более значимое. Партийный руководитель обратил внимание своих коллег на то, что за власть в Петрозаводске боролись бизнес-группы, кланы, которые, как заявил А. Селянин, желают сохранить за собой власть в городе. Характеризуя политическую конкуренцию, оратор сообщил, что на самом деле за ней скрывается борьба бизнес группировок. Поскольку в Петрозаводске основная конкуренция за пост мэра развернулась между региональным отделением партии «Яблоко» (имеем в виду группу бизнесмена Попова; эту логику предлагает А. Селянин) и партией «Единая Россия», то небезынтересно узнать — какой конкурирующий бизнес клан со стороны партии власти имел в виду А. Селянин? Кто эти бизнесмены со стороны «Единой России»? Самое занятное, что это не я тему борьбы кланов задаю, а партийный руководитель республиканских «единороссов», который в отличие от меня что-то серьёзное знает о схватке бульдогов под ковром. Заявление прозвучало с парламентской трибуны и за него нужно отвечать, это же не анонимные газеты неким штабным уголовникам распространять, так ведь? Чтобы читатели не подумали, что ответственность за «чёрный» пиар я возлагаю на республиканских «единороссов», предположу, что они не виноваты. Именно партийный штаб во главе с А. Селяниным, руководителем организации, по всей видимости, оказался перед фактом, что некий альтернативный предвыборный штаб столь вульгарно боролся с конкурентами на стороне «единороссов». Что это за штаб, кто его финансировал, кто им руководил? В этом и предстоит разобраться правоохранительным органам.
Целая группа депутатов Заксобрания – Александр Степанов, Александр Меркушев, Ирина Петеляева – обратилась к теме бестолково написанного закона о выборах в органы местной власти (интересно, а чьих рук это дело?). Прошедшая избирательная кампания продемонстрировала, что закон препятствует участию граждан, желающих избираться в органы МСУ, элементарно зарегистрироваться кандидатом представляет огромную трудность, особенно в сельских поселениях (Меркушев об этом говорил). Закон о выборах столь путанно написан, что позволяет, используя его внутренние противоречия, отстранять без серьёзных на то оснований кандидатов от участия в избирательной кампании (для этого находятся именно законные причины; живая иллюстрация тому Эмилия Слабунова, которую из-за юридической казуистики юристы «Единой России» сняли с выборов главы Петрозаводска). Потому и прозвучало предложение собрать факты, дискредитирующие модель всенародных выборов, и внести редакцию в региональное законодательство, регламентирующее избирательный процесс.
Некоторые депутаты парламента Карелии умеют своими выступлениями разоблачить себя больше, чем то могли бы сделать их оппоненты. На этот раз отличился «единоросс» Виталий Красулин, и без того не самый блестящий оратор нынче совсем уж надругался над своей парламентской сущностью. Он вдруг стал попрекать коллег из фракции «Яблоко» за то, что те в стенах Законодательного собрания Карелии подвели итоги выборов в органы местной власти, пригласив для этого журналистов на пресс-конференцию. Слышать подобное из уст парламентария – дико. Это означает, что человек многие годы сидящий в парламенте, так и не уяснил смысл понятия «публичная политика». По идее руководству фракции «Единая Россия» в Заксобрании надо бы поберечь партийный авторитет и заняться политическим просвещением своих членов, а если кто из них не желает самообразовываться (такое вполне допускаю), то просить таких депутатов советоваться перед тем как какую-нибудь глупость прилюдно произнести (хотелось бы употребить слово «брякнуть», но не стану). Молча голосующий депутат В. Красулин гораздо полезнее для парламентских «единороссов», хотя не настаиваю на своём суждении.
Однако заявлять назаявлялись, а как поступить, чтобы извлечь общественную пользу по завершении избирательных страданий? С хорошей инициативой выступила депутат ЗС РК Эмилия Слабунова (фракция «Яблоко»), которая, напомнив, что российское общество вместе с другими жителями планеты переживает в XXI веке новое цивилизационное состояние, а потому практика противостояния замещается диалоговой коммуникацией, где к тому же нет единого центра информационной силы (хотя процесс перетока информации нельзя всё же считать совсем уж неуправляемым), то и на уровне региональной политики следует использовать те же самые диалоговые инструменты. (Прошу прощения за посторонний совет, конечно, но депутату В. Красулину было бы небесполезно прослушать аудиозапись выступления Слабуновой на сессии, сделав для себя конспект её речи, чтобы потом разобраться в сказанном ею).
Так вот Эмилия Слабунова высказала хорошую мысль, а именно: дабы не усугублять воинственно политические разногласия в республике (а разность мыслей по любому поводу неизбежна), чаще следует выяснять отношения в ходе переговоров, «круглых столов», избегая подковёрных битв, заканчивающихся обычно с непредсказуемым для их участников результатом. И завершившиеся выборы дают отличный повод для этого. Почему бы не провести, скажем, общественно-политическую конференцию в парламенте, обсудив разные аспекты состоявшихся выборов: законодательную практику, незаконные виды агитационной деятельности, злоупотребление административным ресурсом, криминализацию избирательного процесса, в том числе оценив и практику подкупа избирателей, и этим набором тем предмет разговор не исчерпывается, разумеется.
Умные люди из ошибок делают выводы, надеюсь, это про нас сказано.
Анатолий Цыганков