Если кому-то чего-то не достанется, то винить придётся только себя, предупреждает заместитель министра регионального развития России Сергей Вахруков
Вчера в Петрозаводске работала государственная комиссия, члены которой готовят программу празднования 100-летия Карелии (отмечать юбилей будем в 2020 году). В течение дня состоялись несколько совещаний, члены комиссии, в состав которой входят руководители федеральных министерств и ведомств, побывали на ряде предприятий Петрозаводска, и по итогу заседаний, совещаний ответили на вопросы журналистов.
Поскольку реализация любого проекта требует денег, то важно понять: в какие проекты предполагается их вкладывать? Губернатор Карелии Александр Худилайнен, отвечая на заданный вопрос, выстроил длинный ряд приоритетов, куда включил: инфраструктурные проекты, электроснабжение, транспорт, лесопромышленную отрасль, сельское хозяйство, туризм — и по разбегу его речи похоже было, что на этом он не хотел бы ставить точку. Правда, заместитель министра регионального развития России Сергей Вахруков, обращаясь к той же теме, поджал губернаторский перечень до трёх пунктов, включив в него только развитие дорожной сети, газификацию и электрификацию, заметив, что если эти базовые условия возникнут, то в экономику республики придут инвестиции. При этом он явно не случайно заговорил на тему о том, что не члены госкомиссии разрабатывают программу и обдумывают её приоритеты, это не их функция, они должны структурировать идеи и предложения, а предлагать должны местные и республиканские органы власти. После чего не стал скрывать от журналистов, что разочарован проведенным совещанием, на котором обсуждались проблемы и перспективы развития моногородов Карелии. «Люди сидят и чего-то ждут, когда им что-то дадут. Но вы то, что сами предлагаете, что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию?» — критически отозвался он о безынициативности участников совещания, сказав, что придётся к этой теме ещё раз возвращаться.
Как следовало из ответов А. Худилайнена и С. Вахрукова, деньги потекут в ту стороны, откуда последуют перспективные предложения. Никто не станет механически делить поровну «юбилейный бюджет» между районами и городами. Деньги получать будут не территории, а проекты, которые найдут поддержку у членов госкомиссии, то есть нужно не просто заявить идею, но и доказать перспективность задуманного. Так что никакой раздачи праздничных калачей не предполагается. Понимая, что подобное жёсткое заявление может напугать представителей районов, а эта информация до них, конечно же, дойдёт, А. Худилайнен чуть смягчил тон, оговорившись, что каждый район, конечно же, получит средства, но должен будет для этого творческие усилия приложить. Как пример удачного проекта он напомнил об уже подписанном соглашении с ЗАО «Марипродукт» о реализации на территории Кемского и Лоухского районов проекта «Создание беломорского биологического технопарка». Объём инвестиций здесь составит более трёх миллиардов рублей. Пример, безусловно, интересный, только его следует считать всё же продуктом труда А. Худилайнена и его правительства, а не упомянутых муниципалитетов. Ровно то же самое придётся сказать и о проекте транспортного коридора «Скандинавия — Центр России», чей предварительный инвестиционный масштаб дух захватывает от ожидаемой суммы вложений – более 230 миллиардов рублей частных инвестиций. Ясно, что прорывные точки роста способно назвать только само правительство республики, не рассчитывая на помощь руководителей муниципалитетов. Но, разумеется, это не значит, что и на местах не нужно активничать. Надо это делать и к следующему заседанию госкомиссии расторопные районы выиграют, в отличие от тех, где мэры с депутатами на ходу засыпают.
По оценке всех участников пресс-конференции в Карелии имеется всё для успешного развития. Недра. Кадры. К чему нужно теперь добавлять инициативу. И, судя, по этой постоянно звучащей оговорке о необходимости инициативы, можно догадаться, что её-то члены госкомиссии как раз и не обнаруживают в республике. Высказано замечание это деликатно, но вполне понятно.
Неожиданно во время встречи с журналистами члены госкомиссии вспомнили давнишний проект, при губернаторе Андрее Нелидове представлявшийся им чуть ли не экономическим локомотивом республики, назывался он «Духовное преображение Русского Севера». Предполагалось, что стратегический замысел свяжет в единое культурно-экономическое целое три жемчужины Русского Севера: Кижи, Соловки и Валаам. Нелидов носился с ним как с писаной торбой, попытавшись даже в 2011 г. президента страны Д. Медведева сделать его «рекламным агентом» (когда планировался в Петрозаводске международный форум «Инвестиции в будущее», то участникам последнего обещалось присутствие на мероприятия президента страны). Форум прошёл, ничего кроме скандального информационного эха Карелии не дав. Поэтому когда зам министра регионального развития России С. Вахруков вдруг заговорил о «создании духовного треугольника» хорошо помнящие нелидовское «преображение» журналисты иронично переглянулись между собой. Не хотелось бы такого же, и даже не во второй раз — и всё по одному месту. Моральной поддержки патриарха Русской православной церкви, как показал недавний опыт правительства Карелии, здесь совершенно недостаточно будет. Единственно, на что можно уповать – это на федерально-целевые программы, одна из которых уже действует в отношении музея-заповедника «Кижи» (занятно, что исполняет её вчерашний неудачный губернатор, переквалифицировавшийся в директора музея), а сейчас и другая программа готовится — для Соловецкого архипелага (как следовало из слов Вахрукова, концепция уже готова, и вот-вот начнётся разработка программы).
Из бесконечно далёких экономических перспектив, которые, видимо, не одного губернатора после Худилайнена переживут ещё и Пудожский мега проект блеснул. О нём как о ближних планах говорил ещё бывший глава Карелии Сергей Катанандов, нынче сенатствующий. Потом эту эстафетную рекламную палочку подхватил А. Нелидов, в отличие от предшественника человек художественно мыслящий, и мило поименовавший старое-новое мега желание «Пудожской ривьерой». Потом злыдни затравили попрёками художника и возбуждающая воображение «ривьера» скучно выродилась в «Энергетический лесопромышленный кластер «Пудож», который так и пропал вместе с губернатором, запросившимся от усталости в отставку. Не все возможно помнят уже, но Андрея Нелидова две фикс идеи обуревали, и обе совершеннейшие меги: «ривьера» и «преображение», на ноги которые должна была ставить «Корпорация развития Республики Карелии». Однако руководству корпорации и самому еле на жизнь бюджетных денег хватало. От того и не воссияло на земле карельской возрождения экономического. С теми залихвастскими страницами недавней истории полезно было бы познакомиться членам госкомиссии, чтобы не было потом им мучительно больно за бесцельно прожитые перед грядущим столетием годы.
А. Худилайнен не оригинален. Опять в руководящем сознании разворачиваются нешуточные битвы инвесторов за перспективные пудожские месторождения. Ну, хоть пришли бы уж, наконец, и овладели драгоценными недрами, не мучали сменяющих друг друга губернаторов. И это не голос Фомы неверующего бьётся в слове, а собственный опыт пресс-конференций. Но Александру Худилайнену, назло журналисткой осторожности к словам политиков, поверю, и по одной причине — оптимистичнее надо к столетнему юбилею Карелии двигаться. Не все из нынешних правительственных вперёдсмотрящих в должностях к 2020 году сохранятся, а потому смело можно прогнозировать. Так что извещаю граждан, что до конца 2013 г., крайний срок в начале следующего года, будет вынесено решение о разработке Пудожского мега проекта, о сроках реализации проекта и определён его стратегический инвестор. Так губернатор Карелии сказал. Верую. Самое приятное тут то, что до этого срока все мы доживём, всего полгода каких-то и остаётся в радостном томлении пережить.
До конца текущего года состоится ещё одно заседание госкомиссии, к которому первоначальные планы подготовки к празднованию 100-летия Карелии должны структурироваться. У инициативных руководителей муниципалитетов и предприятий ещё есть немного времени, чтобы исполнять поручение Сергея Вахрукова: поактивнее, товарищи.
Анатолий Цыганков