Рабочая группа по вопросам развития музея «Кижи» начинает походить на мавра, который сделал своё дело
Появление рабочей группы по вопросам развития «Кижи» вызвано было конфликтом в связи с назначением на должность директора музея «Кижи» бывшего главы Карелии Андрея Нелидова. Скажем откровенно, приём ему устроен был не тёплый, более того активная петрозаводская общественность дважды выходила с митингами протеста на улицу, в самые разные инстанции обращаясь с письмами, выражая своё несогласие с кадровым решением министра культуры России В. Мединского, поставившим экс-губернатора во главе Кижского музея. В тот конфликтно острый момент по инициативе главы республики Александра Худилайнена и была образована рабочая группа, в состав которой включили представителей всех спорящих и подозревающих друг друга сторон. Возглавил группу, естественно, её инициатор. И следует сказать, что Худилайнен одинаково ко всем участникам диалога внимателен, в том смысле, что не пытается подавить чьё-то мнение.
Очередное заседание рабочей группы, вчерашнее, посвящено было двум темам, во-первых, министр культуры Карелии Елена Богданова рассказала о том, как идёт работа над проектом соглашения между собой министерством культуры России и правительством Карелии (текст документа дорабатывается, речь в нём идёт о взаимной ответственности по развитию музея «Кижи»), и кроме того, это, во-вторых, участники совещания вернулись к теме персонального состава координационного совета по вопросам развития музея-заповедника «Кижи» (после формирования данного общественно-государственного органа, в котором в идеале должны быть представлены и государственные деятели, и специалисты-музейщики и общественность, члены его будут работать на регулярной основе).
Елена Богданова проинформировала собравшихся о работе над текстом соглашения, не скрывая, что карельская сторона, имея в виду интересы музея «Кижи», старается наполнить документ большим фактическим содержанием, избавляясь от деклараций, чтобы исполнение договорных обязательств было бы полезным для музея. И, в общем-то, никаких разногласий между договаривающимися сторонами нет, и только неизбежные в таком деле бюрократические условности затягивают срок подписания соглашения.
Вопрос о членах будущего корсовета, получающих возможность изнутри наблюдать за деятельностью музея, оказался напряжённее в обсуждении. Так вышло, что по большей части в состав создающегося общественно-государственного наблюдательного совета (координационного совета) включены были преимущественно представители органов исполнительной власти, как федеральной, так и республиканской. К ним добавилось несколько специалистов, в том числе академик архитектуры Вячеслав Орфинский, бесспорный авторитет по народному деревянному зодчеству Русского Севера, но почему-то выпали из первоначально предлагаемого списка кандидатур те самые общественники, которые своей активностью и вынудили создать рабочую группу. Глава Карелии, оглядывая подготовленный ему список, заметил, что в нём имеется фамилия руководителя Общественной палаты Карелии Натальи Вавиловой и этого, посчитал он, будет достаточным, но в ответ прозвучало иное мнение.
Никто не возражает против того, что и Н. Вавилова была включена в состав наблюдателей от «общественной гильдии», но всё же неверным было игнорировать «голос улицы», тем более что многие из организаторов пикетов и митингов сами являются знатоками музейного дела и исторического Заонежья. Губернатор против этого не стал возражать, предложив назвать одну фамилию (в корсовет могли войти не более 15 человек и тут уже тесно числом). После короткого обсуждения в предварительный список был включён председатель правления Карельской региональной общественной организации русской культуры «Русский Север», краевед, писатель Вячеслав Агапитов. И теперь перед членами рабочей группы, представляющей именно общественность, стоит задача проследить, чтобы в ходе согласований случайно – разумеется, случайно – не выпала бы из списка фамилия Агапитова. А судя по скептической реакции на предложение нового директора музея «Кижи» А. Нелидова, он бы предпочёл не видеть среди членов координационного совета людей возражавших против его назначения на директорский пост. Хотя в данной ситуации мнение Нелидова совершенно не важно, он не на работу специалиста принимает, а, напротив, к нему приставляют общественного эксперта, получающего право самостоятельно оценивать профессионализм Нелидова и суждения свои высказывать. А если высказываемые оценки будут поддержаны другими членами корсовета, то они приобретут для директора А. Нелидова силу приказа, тем более что министр культуры России, его работодатель, возглавит общественный совет.
И завершилось заседание рабочей группы выступлением заместителя директора музея «Кижи» Татьяны Незвицкой, подытожившей работу на острове Кижи комиссии Минкульта РФ и миссии Юнеско. По её словам, эксперты дали высокую оценку реставрационным работам, которые проводятся на Преображенской церкви.
И иностранные специалисты, и российские, как можно понять, в полном восторге от проделанной уникальной реставрационной работы, в связи с чем, сказал директор музея Андрей Нелидов, возникла даже идея создать в Кижском музее методический реставрационный центр, который обобщит уже проделанную работу и подготовит для других музеев, занимающихся деревянной реставрацией, научно-практические рекомендации. Явно не торопясь раскрывать все планы, А. Нелидов лишь не исключил в перспективе создания при ЮНЕСКО кафедры по реставрации деревянной архитектуры на базе Кижского музея. Но это всё в будущем, заметил Нелидов, а чтобы приступить к исполнению планов нужно для начала заручиться поддержкой Минкульта России и не потерять саму инициативу, поскольку могут объявиться и другие желающие потянуть на себя одеяло.
Пользуясь случаем А. Нелидов напомнил губернатору и о некоторых других зависших темах, когда в одних случаях затягивается решение вопросов землепользования в Заонежье, где в буферной зоне музей планирует вести экономическую деятельность, а в других случаях сложные проблемы требуют отдельного планирования с вовлечением в работу самых разных структур власти (речь зашла о приведении в проезжее состояние стокилометровой автомобильной дороги через Заонежье к кижскому берегу, с обязательным обустройством дорог ещё и между деревнями, попадающими в зону культурно-экономического притяжения музея «Кижи»). А. Худилайнен поручил своему первому заместителю А. Чаженгину провести совещание по этому вопросу, выработав решение. А последний в свою очередь напомнил, что строительство дороги к острову, как и другие инфраструктурные проекты, планируемые в Медвежьегорском районе, включены будут в план подготовки к празднованию 100-летия Карелии, и это значит, что деньги будут. Важно ими рачительно распорядиться, не потеряв ни копейки, и тем принеся максимальную пользу жителям депрессивного сегодня Заонежья.
По всей видимости, деятельность рабочей группы вот-вот завершится и право наблюдения за деятельностью руководства музея «Кижи» плавно перетечёт к членам координационного совета по вопросам развития Кижского музея.
Анатолий Цыганков